Двигатели 6ТД

Модератори: Global Moderators, News

Аватар користувача
Andriy
Member
Member
 
Повідомлень: 1092
З нами з:
27 квітня 2007 11:46

Двигатели 6ТД

Повідомлення Andriy » 28 березня 2010 02:03

Из истории отечественного танкостроения – 6ТД-1

Идеология двигателя 6ТД-1 впервые была изложена в техническом проекте, разработанным в ноябре 1974 года и согласованным с директором завода О. В. Соичем и заместителем главного конструктора ХКБМ Н. А. Шоминым.

Параллельно проводился выпуск конструкторской документации. Чертежи заготовок согласовывались с заводскими службами. Завод же изготавливал модельную оснастку и заготовки. Контроль за ходом работ осуществлял заместитель директора по научной работе А.С. Шухов.

В период 1975-1976 гг. было изготовлено 20 двигателей, т.е. по 10 двигателей в год. Двигатели 27,28,29 использовались для длительных конструкторско-доводочных испытаний. Каждый из них отработал по 400 часов. Результаты этих испытаний явились основанием для предъявления двигателя на заводские испытания.
Зображення

В 1978-1979 гг. в различных климатических условиях танки Т-64А с двигателем 6ТД («Объект-476») успешно прошли межведомственные испытания и подтвердили существенное повышение маневренных качеств танка. (далее текст по книге Н.К. Рязанцева. Моторы и судьбы. О времени и о себе)

Такие испытания были проведены на двигателе №33 в период с 13 октября по 4 ноября 1976 г. в объеме 400 ч комиссией в составе: В.З. Дубровский - председатель комиссии, В.А. Деринг - заместитель председателя комиссии; члены комиссии: от ХКБД - М.И. Лубченко, И.Л. Ровенский, Ю.Е. Бобовников, В.И. Побигайло, Н.И. Ус; от ХКБМ - Н.А. Мокляк; от НИИД - В.А. Герасименко; от ВНИИТМ - Я.П. Заруба. Двигатель официальные заводские испытания выдержал без замечаний.

Параллельно, в соответствии с приказом Министра оборонной промышленности №533 от 18 декабря 1974 г., в ХКБМ велись работы но установке двигателя 6ТД-1 в танк Т-64. С этой целью первые два двигателя мощностью 1000 л.с. №24 и №26 были переданы в ХКБМ в декабре 1975 г. Сборка первых двух модернизированных танков намечалась на февраль 1976 г - к открытию XXV съезда КПСС.

С целью сокращения сроков доводки двигателя в танке в ХКБД был создан стенд, имитирующий его специфические условия работы в герметичном МТО, в том числе с подогревом воздуха. Работы на этом стенде во многом предвосхитили ответы на вопросы, которые могли возникнуть в реальной эксплуатации.

Всего было изготовлено около 50 изделий мощностью 1000 л.с, из них 30 - использовались для стендовой отработки. 20 - для отработки в танке.

Суммарная наработка этих двигателей составила на стендах около 16 тыс. ч., пробег в танках - 162 тыс. км. Это огромный объем работ, который выполнял коллектив в составе 1200 чел.

С целью проверки надежности двигателя испытания танка проводились в различных климатических зонах страны:

· в условиях повышенной запыленности и высоких температур окружающей среды (ТуркВО в 1978,1979.1982 гг.);

· в условиях низких температур окружающей среды (ЗабВО в 1977 г.);

· в горных условиях (ЗакВО, СКВО в 1978,1982 гг.);

· в условиях средней полосы (1978, 1979, 1982, 1984 гг.).

В процессе проведения испытаний выявлены три существенных замечания:

· разрушение привода стартер-генератора;

· разрушение привода компрессора;

· пылевой износ.

Первые два дефекта были устранены введением фрикционного привода стартер-генератора и заменой материала, усилением шестерен привода компрессора и подбором жесткости рессоры привода компрессора. Что касается пылевого износа, ХКБМ ввело дополнительную ступень очистки в воздухоочистителе в виде промасленной канители.

Следует сказать добрые слова в адрес Главного конструктора ХКБМ Н.А. Шомина. Благодаря его решительным действиям было преодолено сопротивление некоторых специалистов ХКБМ по введению дополнительной ступени возцухоочистки и организовано проведение испытаний танков с новым воздухоочистителем в Средней Азии. Испытания танков велись под руководством В.Ф. Климова.

Успешный ход стендовых и ходовых испытаний явился основанием для предъявления двигателя на официальные приемочные (межведомственные) испытания.

Приемочные стендовые испытания были проведены на двигателе №57 в период с 11 по 29 октября 1979 г. в объеме 300 ч на трех видах топлива. Испытания проводились межведомст­венной комиссией в составе: В.Г. Сарычев - председатель комиссии от МО, A.M. Славин - заместитель председателя комиссии от МО, М.И. Лубченко - заместитель председателя комиссии от МОП, члены комиссии от МО - В.Г. Маршуба, В.И. Волощенко, В.И. Ковалев, от МОП - В.А. Герасименко (НИИД), А.В. Бершов (ХКБМ), Б.М. Гинзбург (ВНИИТМ). Двигатель официальные приемочные испытания выдержал и рекомендован для внедрения в серийное производство.

На основании этих рекомендаций межведомственная комис­сия в 1982 г. утвердила конструкторскую документацию для се­рийного изготовления, испытаний и приемку двигателя 6ТД-1 мощностью 1000 л.с.

В этом же. 1982 г., по утвержденной документации были изготовлены три модернизированных танка Т-64А с двигателем 6ТД-1. В связи с увеличением мощности двигателя внедрены существенные изменения в конструкцию танка:

· усилены бортовые коробки передач;

· увеличена эффективность системы воздухоочистителя;

· увеличен динамический ход катка на 30 мм.

Работы по установке двигателя 6ТД-1 в танк выполнялись при активном участии Н.А. Шомина, Е.А. Морозова, Б.Н. Полякова, И.Л. Протопопова, М.Я. Баисова, В.В. Царева, А.В. Бершова, В.Ф. Климова, Н.Ф. Гнедаша, В.М. Кудрова, И.Д. Чучмаря, A.M. Завадского, А.П. Селезнева и др.

Испытания указанных танков впервые проводились совместно с серийными танками Т-64А, Т-72, Т-80Б. Они прошли в период май - октябрь 1982 г. в трех районах Средней Азии. Пробег модернизированных танков Т-64А составил:

· в пустыне при температуре воздуха до 37 °C и высокой запыленности воздуха - 3000 км;

· в условиях высокогорья на высоте 1800-2200 м над уровнем моря (п. Рыбачье, Киргизия) - 1000 км;

· в пустыне Кара-Кум, температура воздуха до 44 °С счет,
высокая запыленность воздуха (Килята, Туркмения) - 5500 км.

В указанных трех районах наработка двигателей составила 400-420 ч. В связи с этим было принято решение продолжить испытания танков до наработки двигателей 500 ч. Испытания продолжились с 10 по 29 ноября 1982 г. на полигоне ХКБМ. И задача была решена: двигатели отработали по 500 ч каждый, пробег танков составил 12000 км.

Установка нового двигателя 6ТД-1 мощностью 1000 л.с. в модернизированный танк Т-64А с внедрением мероприятий по бортовым коробкам передач, системам и увеличенному динамическому ходу позволили:

· увеличить среднюю скорость танка на 19-35%;

· сократить время разгона до 50 км/ч почти в 2 раза;

· увеличить величину преодолеваемого угла на 3-5 град.;

· увеличить запас хода на 6-32%.

При этом важно отметить, что двигатели 6ТД-1 отработали в модернизированных танках по 500 ч в различных климатических зонах без замечаний, подтвердив высокий уровень надежности.

На основании положительных испытаний двигателя 6ТД-1 на стендах и в танках приказом Министра обороны ССС1 21.12.83 №0262 модернизированный танк Т-64Б1М с двигателем 6ТД-1 принят на вооружение Советской Армии.

http://andrei-bt.livejournal.com/47038.html
 

Аватар користувача
Andriy
Member
Member
 
Повідомлень: 1092
З нами з:
27 квітня 2007 11:46

Re: Двигатели 6ТД

Повідомлення Andriy » 28 березня 2010 02:15

6ТД или 2В-12
Зображення
Вопрос выбора двигателя для танка всегда был актуален в отечественном танкостроении. Если история двигателей В-46, 5ТДФ, ГТД-1000 для советских танков в 60-е 70-е годы хоть немного раскрыта в ряде публикаций и в интернет, то вопросы конца 80-х освещены очень мало и однобоко, тогда стоял вопрос выбора двигателей двухтактного 6ТД и четырехтактного Х-образного 2В-12 . Несколько страниц из книги Н.К. Рязанцева «Моторы и судьбы. О времени и о себе» по этому вопросу.
http://andrei-bt.livejournal.com/45749.html
Востаннє редагувалось Andriy в 28 березня 2010 14:52, всього редагувалось 1 раз.
 

Аватар користувача
Adam
Global Moderator
Global Moderator
 
Повідомлень: 31641
З нами з:
22 лютого 2006 21:35
Звідки: Київ, Україна

Re: Двигатели 6ТД

Повідомлення Adam » 28 березня 2010 11:20

Andriy написав:Идеология двигателя 6ТД-1 впервые была изложена в техническом проекте...

Так в чем же была "идеология"? Создать универсальный для всех климатических зон? (Из статьи, Андрей, даже непонятно, о каком двигателе идет речь — о дизельном, как минимум?)
Зображення

"Краще жити у цирку, ніж у концтаборі!"
"Поєднаємо патріотизм зі здоровим глуздом!"
 

Аватар користувача
Andriy
Member
Member
 
Повідомлень: 1092
З нами з:
27 квітня 2007 11:46

Re: Двигатели 6ТД

Повідомлення Andriy » 28 березня 2010 14:49

Это из истории 6ТД, а не просто описание дизеля. Знания, что это за двигатель предполагается.
Преимущества двигателя должны были рассматриваться на фоне тех преиму-ществ, которые получает танк. Так, например, двигатель должен иметь минимальную высоту с целью снижения силуэта танка; низкую теплоотдачу в систему охлаждения для создания МТО малого объёма, иметь возможность форсирования по удельной мощности, стабильно работать при высокой температуре окружающего воздуха и т.д.
Был принят смелый и, как показала в последствии жизнь, удачный выбор конст-рукторского решения - удовлетворить указанные жёсткие требования наиболее полно может быстроходный двухтактный турбопоршневой дизель. Причём, и это особенно необходимо подчеркнуть, выбрана была не просто двухтактная схема дизеля, а схема с противоположно движущимися поршнями.
Такая схема дизеля, что очень важно, лишена одних из главных недостатков при работе других поршневых двигателей - в ней отсутствуют такие теплонапряжённые узлы, как головка цилиндров, газовый стык и выпускные клапаны, сдерживающие форсирование и надёжность работы дизеля. Особенно это проявляется при высоком уровне форсирования (высокой литровой мощности) и работе в условиях жаркого климата (t = +55 С).
 

Аватар користувача
Adam
Global Moderator
Global Moderator
 
Повідомлень: 31641
З нами з:
22 лютого 2006 21:35
Звідки: Київ, Україна

Re: Двигатели 6ТД

Повідомлення Adam » 28 березня 2010 18:54

Andriy написав:двигатель должен иметь минимальную высоту... схема с противоположно движущимися поршнями.

А какой у него получился профиль расположения цилиндров — противолежащие? :?:
Зображення

"Краще жити у цирку, ніж у концтаборі!"
"Поєднаємо патріотизм зі здоровим глуздом!"
 

Аватар користувача
Andriy
Member
Member
 
Повідомлень: 1092
З нами з:
27 квітня 2007 11:46

Re: Двигатели 6ТД

Повідомлення Andriy » 28 березня 2010 23:58

Adam написав:
Andriy написав:двигатель должен иметь минимальную высоту... схема с противоположно движущимися поршнями.

А какой у него получился профиль расположения цилиндров — противолежащие? :?:


Отличительной особенностью дизеля является горизонтальное расположение цилиндров, что позволило обеспечить высоту дизеля 581 мм - самую низкую в мировой технике танкового двигателестроения. Такая высота дизеля придаёт особое качество танку - низкий его силуэт.
Горизонтальное расположение цилиндров позволило расположить дизель в тан-ке поперечно, с двухсторонним отбором мощности от коленчатого вала на бортовые КПП без промежуточных звеньев (гитары и редуктора). В выемках, образовавшихся после установки бортовых КПП, с разных сторон дизеля установлены газовая турбина и компрессор наддувочного воздуха, связанные между собой рессорой. Такая компо-новка обеспечивает наиболее плотное заполнение рабочего объёма МТО танка.
Зображення
 

Аватар користувача
Adam
Global Moderator
Global Moderator
 
Повідомлень: 31641
З нами з:
22 лютого 2006 21:35
Звідки: Київ, Україна

Re: Двигатели 6ТД

Повідомлення Adam » 29 березня 2010 09:38

Andriy написав:горизонтальное расположение цилиндров, что позволило обеспечить высоту дизеля 581 мм - самую низкую в мировой технике танкового двигателестроения.

Супер! А когда-то кто-то вообще дошел до поточного изготовления двигателей с такой компоновкой? Пусть не только дизельных, но и карбюраторных?

(сам бы погуглил, но даже не знаю, как правильно обозвать такую компоновку?)
Зображення

"Краще жити у цирку, ніж у концтаборі!"
"Поєднаємо патріотизм зі здоровим глуздом!"
 

Аватар користувача
Vold
Member
Member
 
Повідомлень: 1374
З нами з:
11 серпня 2008 13:35
Звідки: Київ

Re: Двигатели 6ТД

Повідомлення Vold » 29 березня 2010 11:27

основная фишка тут не в горизонтальном расположении цилиндров, а во встречном движении поршней. Т..
В каждорм цилиндре движктся два поршня навтсречу друг другу, что позволяет более компактно сгрупировать все системы двигателя
Зображення

Горизонтальное расположение цилиндров встречается очень часто - те же мотоциклы, на автомобилях с 20-х годо, теже Субару - практически сплошь оппозитные.

А двигатели со встерчным движением поршней менее распространены. плюс они позволяют иметь два вала отбора мощности, если в том есть необходимость.
У немцев в 30-х годах был Jumo авиационный http://www.enginehistory.org/Diesels/CH4.pdf

но внем идея двух валов отбора мощности не реализуется. А вот на корабельных дизелях со встречным движением поршней два вала крутили два винта.
а гуглить "двигатели со встречным ходом поршней"
 

Аватар користувача
Adam
Global Moderator
Global Moderator
 
Повідомлень: 31641
З нами з:
22 лютого 2006 21:35
Звідки: Київ, Україна

Re: Двигатели 6ТД

Повідомлення Adam » 29 березня 2010 11:45

Отдельное спасибо за аннимированную схему — сразу все стало понятно! :good:

Стыдно, но впервые услышал о такой схеме... :oops:
Зображення

"Краще жити у цирку, ніж у концтаборі!"
"Поєднаємо патріотизм зі здоровим глуздом!"
 

Аватар користувача
Vold
Member
Member
 
Повідомлень: 1374
З нами з:
11 серпня 2008 13:35
Звідки: Київ

Re: Двигатели 6ТД

Повідомлення Vold » 02 квітня 2010 01:04

подивіться квітневу "Популярну механіку" - там ще три цікаві подібні схеми..) на жаль віддав товаришу в потяг, не можу зацитувати..

о одну знайшов

Зображення
EM100
Cylinder bore 100 mm
Dry weight 296 lb.
Dimensions LxWxH (inches) 22.8 x 41.3 x 18.5
Horsepower 325 @ 3,500 rpm
Torque 664 lb.-ft @ 2,100 rpm
Power density 1.1 hp per lb.

Єто получается 2,4 л.с./кг или 0,41кг/лс удельной мощности
 

Аватар користувача
boroda28
Member
Member
 
Повідомлень: 112
З нами з:
16 серпня 2009 18:51
Звідки: Бессарабия транзит Одесса

Re: Двигатели 6ТД

Повідомлення boroda28 » 03 квітня 2010 00:10

Все хорошо, только забыли указать, что этот двигатель многотопливный, хотя дизтопливо - это основной вид топлива.
Двигатель может работать на реактивном топливе (керосине), бензине (низкооктановый), смеси (бензин +дизтопливо). Для этого на 6ТД, равно как и на 5ТДФ существует специальный кран (переключатель).
 

Аватар користувача
Andriy
Member
Member
 
Повідомлень: 1092
З нами з:
27 квітня 2007 11:46

Re: Двигатели 6ТД

Повідомлення Andriy » 05 квітня 2010 00:06

Думаю, вы в курсе, что многотопливный был еще 5ТДФ, а здесь речь про 6ТД, поэтому это само по себе ясно.
 

Аватар користувача
галичанин-скоморох
Member
Member
 
Повідомлень: 720
З нами з:
29 травня 2010 21:29

Re: Двигатели 6ТД

Повідомлення галичанин-скоморох » 04 липня 2010 13:55

http://alexfiles99.narod.ru/engine/6td/6td-2.htm
Преимущества:
- Высокие удельные показатели двигателя (литровая и габаритная мощность), соответственно малый объем МТО, меньший силуэт и массу танка.
- Меньшие потери мощности при использовании эжекторной системы охлаждения двигателя (по сравнению с вентиляторной системой).

Недостатки:
- В двухтактном дизеле значительное количество воздуха идет на продувку цилиндров. Это увеличивает суммарный расход воздуха и требует установки воздухоочистителя больших размеров.
- Худшая приемистость (по сревнению с четырехтактными) двухтактных двигателей ведет к снижению динамических возможностей танка.
- Из-за отсутствия выталкивающего действия поршня при выпуске он не может работать при высоких противодавлениях, и, как прямое следствие такого обстоятельства, для преодоления водных преград по дну необходимо использовать газовыводящую трубу.
- Повышенный расход масла и неполное сгорание рабочей смеси создают дымный и токсичный выхлоп, что в свою очередь требует увеличения дистанции между машинами при движении в колонну.
- Уже при температуре окружающего воздуха +5 - +8°C для запуска двигателя необходимо использовать системы автономного факельного подогрева и масловпрыска.
- Высокая чувствительность двигателя к пыли (предрасположенность к пылевому износу воздушного тракта и цилиндро - поршневой группы).
 

Аватар користувача
галичанин-скоморох
Member
Member
 
Повідомлень: 720
З нами з:
29 травня 2010 21:29

Re: Двигатели 6ТД

Повідомлення галичанин-скоморох » 04 липня 2010 14:40

Andriy » 28 березня 2010 23:58
" с двухсторонним отбором мощности от коленчатого вала на бортовые КПП без промежуточных звеньев (гитары и редуктора)."
Гітару ніхто не відміняв- вона сховалась в картер дизеля(з'єднує колінвали-синхронізує їх роботу).
Кутовий редуктор при поперечній схемі і не потрібен.

"Особенно это проявляется при высоком уровне форсирования (высокой литровой мощности) и работе в условиях жаркого климата (t = +55 С)."
Азербайджан літо 1978. Значить це їх я бачив тоді на полігоні під шумок "Найновіші!","Секретні!".
Епітети офіцерів, в т.ч і танкістів- "пилосос", "мотоцикл".
Пилу і піску вистачало і від "Уралів" та "ЗіЛів", а ці завжди в хмарі.
 

Аватар користувача
Nick62
Member
Member
 
Повідомлень: 112
З нами з:
17 вересня 2009 18:49
Звідки: м. Яворів

Re: Двигатели 6ТД

Повідомлення Nick62 » 07 липня 2010 13:52

галичанин-скоморох написав:Азербайджан літо 1978. Значить це їх я бачив тоді на полігоні під шумок "Найновіші!","Секретні!".
Епітети офіцерів, в т.ч і танкістів- "пилосос", "мотоцикл".
Пилу і піску вистачало і від "Уралів" та "ЗіЛів", а ці завжди в хмарі.

А в Білоруському військовому окрузі Т-64 називали "газонокосильщиком". Та це не має ніякого відношеня до експлуатації та особливостей двигуна серїї ТД.
В умілих руках Т-64 всіх серій та Т-80УД давали фору майже завжди Т-72. А якщо порівнювати з Т-80У та Т-80Б, то не варто забувати що плюси цих машин мають корені в Т-64Б, а мінуси в Т-80.
 

Далі

Повернутись до Бронетанкова техніка

Хто зараз онлайн

Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 4 гостей