Місячна гонитва

Модератори: Global Moderators, News

Аватар користувача
Oleh Nemchinov
Moderator
Moderator
 
Повідомлень: 7840
З нами з:
04 березня 2006 21:16
Звідки: Львів

Місячна гонитва

Повідомлення Oleh Nemchinov » 24 жовтня 2019 08:44

Rocket Lab планує відправляти свої ракети на орбіту Місяця

У серпні цього року приватна космічна компанія Rocket Lab розповіла про плани багаторазово використовувати перші ступені своїх ракет Electron, за рахунок чого хоче збільшити кількість запусків. Більше того, компанія також має намір збільшити і висоту польоту, щоб в кінцевому рахунку запускати місії на високі земні орбіти, місячну орбіту і навіть в точку Лагранжа.

Для досягнення цих амбітних цілей Rocket Lab буде комбінувати використання ракет Electron, універсальної вантажної платформи Photon і маневрування ступені, щоб надати нові можливості вже в четвертому кварталі 2020 року. Для порівняно невеликої приватної компанії це дуже серйозне завдання, оскільки Rocket Lab доставляла невеликі вантажі вагою до 150 кг тільки на низьку навколоземну орбіту.

17 жовтня Rocket Lab провела успішний запуск ракети-носія Electron із супутником Palisade, яка піднялася на висоту майже тисячу кілометрів, що виявилося удвічі більше, ніж під час попередніх запусків. Вона також продемонструвала значно модернізований розгінний блок Photon.

https://news.finance.ua/ua/news/-/45850 ... -misyatsya
Прийшла повістка - іди служити!
 

Аватар користувача
Oleh Nemchinov
Moderator
Moderator
 
Повідомлень: 7840
З нами з:
04 березня 2006 21:16
Звідки: Львів

Re: Місячна гонитва

Повідомлення Oleh Nemchinov » 28 жовтня 2019 12:23

Во славу лунных экспедиций: как заново (не) построить «Сатурн-5»

Программа «Аполлон» была впечатляющим успехом американской индустрии — но прямого продолжения так и не получила. Сейчас, когда НАСА возвращается к идее лунных экспедиций, многие задаются вопросом: зачем заново разрабатывать сверхтяжёлые ракеты-носители? Есть же готовые чертежи! Давайте построим «Сатурн-5» заново!
Кругом одни проблемы

Допустим, мы заполучили чертежи ракеты, выбили из конгресса финансирование и решили восстановить производство «Сатурн-5». Начинаем разбираться с чертежами, чтобы определиться, какие детали и где заказать.

И… сразу же наталкиваемся на проблему. В чертежах ракеты для некоторых ключевых деталей указан, например, сплав A018 (здесь и далее названия и марки узлов и агрегатов условные, сугубо для иллюстрации проблем, которые могут возникнуть при решении подобной задачи. — Прим. ред.). Что это за сплав такой, в чертежах, понятное дело, не указано. Спецификации дают нам некоторое понимание, почему выбрали именно этот сплав, но не проливают света на то, как и из чего именно он делался.
Во славу лунных экспедиций: как заново не построить Сатурн-5

Путём долгого копания в архивах нам удаётся отыскать накладные на пресловутый сплав и выяснить, что делала его по заказу НАСА фирма, условно, «Джонс & сыновья» на заводе в Мэриленде. Вот только ни завода, ни фирмы давно уже нет: «Джонс & сыновья» обанкротилась в середине 70-х, и её активы выкупил крупный металлургическиё концерн. Завод, на котором изготавливали A018, давным-давно закрыли и снесли, а на его месте теперь городской парк.

Пытаемся выяснить, кому могли бы достаться архивы «Джонс & сыновья». С большим трудом нам удаётся разыскать старичка-архивариуса на пенсии, который припоминает, что всю документацию, относящуюся к работе на НАСА, при банкротстве фирмы сложили в ящик с номером 28956B и отправили в офис выкупившего фирму концерна. Какой точно офис, старичок уже не помнит. И руководство концерна нам тоже помочь не сможет: концерн распался в начале 90-х, архивы разделил десяток фирм-преемников, и куда девалась металлическая коробка с номером 28956B никто, разумеется, не имеет представления.

В итоге у нас нет ни сплава, ни понимания, как его изготовили.

Что делать? Заменять известными аналогами? А вдруг есть какая-то тонкость, которую мы упускаем? Разрабатывать сплав заново методом обратной инженерии? На это уйдёт неопределенно много времени и денег (с учетом того, что кому-то придется еще и налаживать производство сплава). Или же перепроектировать полностью все изготовленные из A018 компоненты ракеты?
Hoвости СМИ2
«Нет, Джонни, всё было не так!»

Ладно, временно отодвинули кризис с A018 в сторону и пытаемся дальше разобраться в ворохе полувековой давности бумаг. В них находим технологию, допустим, изготовления стенок баков для жидкого кислорода. Технология по современным меркам архаична, и быстрый опрос производителей в отрасли подтверждает наши опасения: так больше никто не делает. Хуже того, ни у кого больше нет оборудования, которое использовали в 60-х для изготовления стенок баков «Сатурн-5» — производственные цепочки давным-давно демонтированы, цеха перепрофилированы под другие задачи.

Даже если мы каким-то чудом найдём древнее оборудование (и другим чудом заставим его работать), у нас нет никого, кто на самом деле бы умел им пользоваться.

Те из рабочих и инженеров, делавших компоненты «Сатурн-5» в 1960-х, кто дожил до наших дней, — сейчас в весьма и весьма преклонном возрасте. Да, многие из них неплохо помнят отдельные стадии нужного нам процесса, но никто из них не поручится, что не забыл что-то важное. Человеческая память всё-таки не самый надёжный хранитель точной индустриальной информации!
Первая ракета Сатурн-5 на стартовом столе
Первая ракета «Сатурн-5» на стартовом столе (источник фото)

В итоге перед нами встаёт «воодушевляющая» перспектива налаживать производство баков ракеты на изношенном, наполовину собранном из деталей со свалок оборудовании, под бдительным руководством восьмидесятилетних старичков, яростно спорящих друг с другом о том, какой же именно температурный режим они для этого использовали. Ну или же полностью перепроектировать баки ракеты под современные производственные технологии (заметили, что это решение повторяется с удручающей регулярностью?..)
Слишком много вопросов

Двигаемся дальше. На чертежах первой ступени находим сложной формы деталь конструкции, которую на вид можно было бы сделать и проще, и легче. В сохранившихся документах нет внятного объяснения, почему выбрали именно такую сложную форму. Инженера, который некогда принял это решение, давно нет в живых, и спросить его мы не можем. Его личный рабочий архив потерялся при переезде.
Первая ступень Сатурна-5 в сборочном цехе
Первая ступень «Сатурна-5» в сборочном цехе (источник фото)

Весьма пожилые коллеги покойного инженера расходятся во мнениях, почему эта деталь имеет форму Z-образной загогулины с руку толщиной. Одни говорят, что такая форма оптимальна с точки зрения перераспределения вибрационных нагрузок. Другие утверждают, что уровень математического моделирования 60-х просто не позволял толком обсчитать эту деталь, поэтому её делали с огромным запасом прочности. Чтоб уж наверняка.

Кому верить? И что делать?

Заказывать производство Z-образной загогулины или перепроектировать эту часть конструкции заново?

Идём ещё дальше. В криогенных системах второй ступени ракеты повсюду используется уплотнитель QB51. К нашему великому облегчению, этот уплотнитель до сих пор производится… вот только использовать его нам уже нельзя. За прошедшие десятилетия стандарты безопасности ужесточились, и OSHA (англ. Occupational Safety and Health Administration — служба охраны здоровья и безопасности на производстве) запретила использовать уплотнитель типа QB51 в ракетостроении.
На ту же тему
image
До и после «Аполлона-11»: как снимали высадку на Луну

Что делать? Подавать петиции в OSHA, чтобы сделали исключение, «потому что мы пытаемся заново сделать ракету полувековой давности, и иначе ну никак не получается» ? Или перепроектировать полностью компоненты, использующие QB51, под современные — безопасные — материалы?

Затем банальная проблема — болты, которые использовались на «Сатурн-5» для крепления патрубков подачи компонентов топлива, теперь делаются по другой технологии, из другого материала. И сертификацию на космические условия они не проходили. Производитель не готов поручиться, что его болты выдержат требуемую комбинацию тепловых и динамических нагрузок. И что? Заказывать дорогостоящую и сложную экспертизу болтов — которая вполне может увенчаться заключением, что они для наших целей не пригодны и надо искать замену? Или перепроектировать полностью все крепления?

В двигательном отсеке второй ступени натыкаемся на встроенный в переборку комплекс датчиков, весом примерно в 50 кг и занимающий объем в 0,5 кубометра. Современные цифровые датчики, выполняющие аналогичную задачу, помещаются на ладони и весят от силы полкило. Полностью перепроектировать переборку под новые датчики? Потратить годы и усилия на воссоздание древних датчиков? Или поставить новые датчики, а место из-под старых систем забить балластом?
На ту же тему
image
Морской рельсотрон поможет доставить полезные ископаемые с Луны

Ещё пример. Для системы турбонасоса нужны патрубки особой формы. Фирма, которая их производила, ещё существует, у неё есть вся необходимая технология, и она может выполнить наш заказ… но не за те деньги, что мы способны на это выделить.

Заказ нестандартный, фирме придется восстанавливать старые технологические решения, нарушать обычный режим работы. На аргументы, что в 60-х фирма согласилась выполнить эту работу за такую-то часть общего бюджета проекта, владелец холодно отвечает, что в 60-х и бензин стоил тридцать центов за галлон. Что будем делать? Просить увеличения бюджета у раздражённого непонятными задержками конгресса? Или перепроектировать турбонасос (что тоже потребует времени и денег)?

Далее. В электросистеме ракеты мы видим примитивное по современным меркам, ненадёжное и неэффективное решение. Да, в 60-х оно казалось верхом инженерного изящества и остроумия, но за прошедшие десятилетия технология ушла далеко вперёд. В имеющемся виде электросистема впустую тратит драгоценный вес (и деньги).

Если мы попытаемся улучшить этот конкретный элемент, то вскоре поймём, что и другие теперь тоже можно усовершенствовать — сделать легче, надёжнее, эффективнее.

Неизбежно на какой-то стадии встанет вопрос: «А почему бы не переделать всю электросистему заново?»
«Хоть как-то» — не наш вариант

Внимательный читатель уже, без сомнения, понял, куда клонится наша модель. Практически в каждой из рассмотренных ситуаций в какой-то момент встаёт вопрос: «А не проще ли спроектировать это с нуля?». Объём переделок, которые потребуется проделать только для того, чтобы привести старые решения в соответствие с современными возможностями, рано или поздно станет сопоставим с усилиями по разработке новой ракеты с нуля.

Зачем тогда вообще пытаться воспроизвести старую ракету?

Попытки объединить технические решения полувековой давности с современными неизбежно порождают вынужденные компромиссы. В инженерии любой компромисс — это по определению жертвование эффективностью ради того, чтобы «хоть как-то да работало». Но ракетостроение вообще и космонавтика в частности слишком сложны (да и дороги), чтобы удовлетвориться этим «хоть как-то».
Запуск Сатурна-5
Запуск «Сатурна-5» (источник фото)

Создание сверхтяжёлой ракеты-носителя — это не только инженерный подвиг. Это ещё и огромное напряжение индустриальных усилий, великое множество технологических цепочек, сходящихся в одной точке. В 60-х такую систему построили, чтобы создать «Сатурн-5». Но за прошедшие десятилетия индустрия изменилась почти до неузнаваемости, и технологические цепочки, участвовавшие в программе «Сатурн», распались. Чтобы восстановить их, потребуется куда больше времени и усилий, чем для того, чтобы создать новые — под новую ракету.

https://warhead.su/2019/10/28/vo-slavu- ... it-saturn5
Прийшла повістка - іди служити!
 

Аватар користувача
Oleh Nemchinov
Moderator
Moderator
 
Повідомлень: 7840
З нами з:
04 березня 2006 21:16
Звідки: Львів

Re: Місячна гонитва

Повідомлення Oleh Nemchinov » 10 листопада 2019 18:27

Китай має намір запустити пілотовані місії на Місяць і Марс


Пілотована місія на Марс може бути запущена до 2050 року.

Китай має намір запустити пілотовану місію на Місяць © twitter.com

Представники Китайської аерокосмічної корпорації заявили про плани щодо запуску пілотованих місій на Місяць та Марс. Як повідомляє China Daily, успішний запуск місячних програм країни заклав основу для подальших пілотованих місій.

Першою з них стане пілотована місія на Місяць. Вона допоможе створити на супутнику Землі бази для проведення наукових операцій і населені місця для людей, а також дозволить отримати досвід і знання, необхідні для експедицій на інші планети. Довгостроковою метою пілотованих місій є Марс.

Деякі китайські вчені пропонують запустити пілотовану місію на Червону планету вже до 2050 року. На думку дослідників, подорож туди-назад може тривати 500 днів. Разом з тим, вона потребує створення космічних кораблів, здатніх пдорожувати за великих швидкостях.

Підписуйтесь на наш Telegram-канал з новинами технологій та культури.

Читайте також: Ілон Маск оцінив перспективи будівництва міста на Марсі

Китайську станцію "Чан'е-4" запустили 8 грудня, вона здійснила посадку в кратері Кишеня 3 січня у 04:26 за Києвом. О 18:22 її покинув луноход "Юйту", оснащений панорамною камерою, радіолокатором, спектрометром для вивчення складу грунту і екзосфери Місяця і аналізатором нейтральних атомів.

https://dt.ua/TECHNOLOGIES/kitay-maye-n ... 9067_.html
Прийшла повістка - іди служити!
 

Аватар користувача
Oleh Nemchinov
Moderator
Moderator
 
Повідомлень: 7840
З нами з:
04 березня 2006 21:16
Звідки: Львів

Re: Місячна гонитва

Повідомлення Oleh Nemchinov » 10 листопада 2019 18:29

NASA показала ракету для польоту людини на Місяць у 2024 році
Національне управління США з аеронавтики і дослідженню космічного простору встановило останній двигун на ракеті для польотів на Місяць.

Останній, четвертий двигун RS-25 встановлено на першому ступені надважкої ракети-носія SLS, з допомогою якої в 2024 році планується здійснити запуск пілотованого корабля Orion на Місяць, повідомив глава NASA Джим Брайденстайн у Twitter.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: Бігали і падали на Місяці - архівне відео NASA

"Перший ступінь ракети SLS висотою 212 футів (65 метрів) з усіма чотирма приєднаними двигунами RS-25 є найбільшою відтоді, як NASA побудувала носій Saturn V для корабля "Аполлон", - написав Брайденстайн.

Ракетні двигуни RS-25 розроблялися спеціально для американської надважкої ракети SLS. Аналогічні установки вже були використані на космічному кораблі Space Shuttle. Версія RS-25 для SLS має більшу тягу і нову систему управління.

https://gazeta.ua/articles/world-life/_ ... oci/937464
Прийшла повістка - іди служити!
 

Аватар користувача
Oleh Nemchinov
Moderator
Moderator
 
Повідомлень: 7840
З нами з:
04 березня 2006 21:16
Звідки: Львів

Re: Місячна гонитва

Повідомлення Oleh Nemchinov » 10 листопада 2019 19:00

Boeing готує проект апарата для висадки на Місяць



Корпорація Boeing подала заявку на участь в тендері NASA зі створення місячного посадкового модуля Human Lander System (HLS).

Читайте також: Канадська Bombardier розпродає свої аерокосмічні активи за понад $1 млрд

Компанія заявляє, що її система буде спроектована таким чином, щоб досягати Місяця за «мінімальну кількість кроків».

Аерокосмічна компанія представила в NASA пропозицію щодо створення інтегрованої системи «людина-земля» (HLS). Зараз NASA приймає пропозиції від приватних космічних корпорацій і, як очікується, вибере принаймні дві з них до січня наступного року для розробки. Крім авіабудівників, компанія Blue Origin також анонсувала своє власне судно під назвою Blue Moon, яке вона розробить в партнерстві з Lockheed Martin, Northrop Grumman і Draper.

NASA має намір відправити людей на Місяць в капсулі Orion ракети SLS. Після стикування капсул з космічною станцією, яку агентство розмістить на місячній орбіті, астронавти перейдуть на посадковий апарат, який доставить їх на сам Місяць. Boeing каже, що HLS може або зістикуватися із станцією, або безпосередньо з Orion, щоб доставити астронавтів прямо на поверхню Місяця.

«Використовуючи можливості підйому блоку 1B системи космічного запуску NASA (SLS), ми розробили підхід. Найменша кількість кроків до Місяця, який зводить до мінімуму складність польоту і забезпечує найбезпечніший і прямий шлях до поверхні Місяця», — заявили в компанії Boeing.

Додамо, нова місячна програма NASA під назвою Artemis передбачає три польоти до Місяця і висадку на природному супутнику Землі до 2024 року.

https://news.finance.ua/ua/news/-/45952 ... na-misyats
Прийшла повістка - іди служити!
 

Аватар користувача
Oleh Nemchinov
Moderator
Moderator
 
Повідомлень: 7840
З нами з:
04 березня 2006 21:16
Звідки: Львів

Re: Місячна гонитва

Повідомлення Oleh Nemchinov » 10 листопада 2019 23:27

Прийшла повістка - іди служити!
 

Аватар користувача
congo
Member
Member
 
Повідомлень: 15550
З нами з:
23 лютого 2009 11:21

Re: РН \"Дніпро\", \"Зеніт\", \"Циклон\

Повідомлення congo » 19 листопада 2019 18:06

КБ «Південне» на #DubaiAirshow2019 вперше демонструє модель місячного лендера-хоппера:


здесь водки нет
 

Аватар користувача
Oleh Nemchinov
Moderator
Moderator
 
Повідомлень: 7840
З нами з:
04 березня 2006 21:16
Звідки: Львів

Re: РН \"Дніпро\", \"Зеніт\", \"Циклон\

Повідомлення Oleh Nemchinov » 22 листопада 2019 15:56

congo написав:КБ «Південне» на #DubaiAirshow2019 вперше демонструє модель місячного лендера-хоппера:

КБ "Південне" представило макет апарата для вивчення Місяця
Конструкторське бюро (КБ) "Південне" презентувало проект посадкових апаратів для дослідження поверхні Місяця. Про це повідомляється на сайті підприємства.

КБ опублікувало на своєму YouTube-каналі презентацію Лендера. У ній зазначається, що перед тим як споруджувати на Місяці наукову базу, необхідно визначити відповідні умови і вибрати місце для її будівництва. Ці завдання зможуть виконувати виготовлені підприємством посадкові апарати.

Макет апарату в масштабі 1: 5 показали на виставці Dubai Airshow 2019. У КБ розповіли, що Лендер можна використовувати не тільки для досліджень місячної поверхні, але і для відправки з Землі вантажів масою до 150 кг.
На підприємстві зазначили, що апарати мають можливість триразового перельоту з науковим обладнанням. У перспективі за їх допомоги можна буде шукати корисні копалини на Місяці.

Наприкінці лютого глава NASA Джим Брайденстайн заявив, що американське космічне агентство зацікавлене в залученні України до дослідження Місяця. Київ і Вашингтон разом працювали над проектом "Антарес", ув рамках якого була розроблена ракета-носій. Її використовують для комерційних запусків.

https://ua.interfax.com.ua/news/video/625681.html
Прийшла повістка - іди служити!
 

Аватар користувача
Oleh Nemchinov
Moderator
Moderator
 
Повідомлень: 7840
З нами з:
04 березня 2006 21:16
Звідки: Львів

Re: Місячна гонитва

Повідомлення Oleh Nemchinov » 26 листопада 2019 10:21


У Нідерландах випробували місяцехід, яким керували з МКС. Для незвичайного тесту у лабораторії створили умови, що імітують поверхню Місяця. Керував пристроєм італійський астронавт. Новітня система дозволяє йому відчувати те, що відчуває робот, відтак, точніше маніпулювати ним. Випуск ТСН.Ранок за 26 листопада 2019 року
Прийшла повістка - іди служити!
 

Аватар користувача
Oleh Nemchinov
Moderator
Moderator
 
Повідомлень: 7840
З нами з:
04 березня 2006 21:16
Звідки: Львів

Re: Місячна гонитва

Повідомлення Oleh Nemchinov » 03 грудня 2019 11:15

NASA показало концепт роботизованого місячного модуля: фото
Аерокосмічне агентство NASA представило концепт роботизованого посадкового модуля середнього розміру, який зможе доставити в полярні регіони Місяця ровер.

Про це повідомляється на сайті NASA.

"Ми використовували однорядні системи, мінімум механізмів і наявні технології, щоб знизити складність, тоді як прогрес в області точної посадки дозволить уникнути небезпек і створить сприятливі умови для роботи місяцеходу", - пояснив головний інженер проєкту Логан Кеннеді.

Завдяки спусковому модулю NASA забезпечить людську присутність на супутнику до 2028, яке вимагатиме декількох попередніх місій. Агентство планує проводити нові наукові експерименти, демонструвати проривні технології та формувати місячну економіку – за допомогою приватних компаній.
Зображення
Фото:NASA
Нагадаємо, що аерокосмічне агентство NASA тестує новий транспорт для дослідження інших світів.

https://prm.ua/nasa-pokazalo-kontsept-r ... ulya-foto/
Прийшла повістка - іди служити!
 

Аватар користувача
Oleh Nemchinov
Moderator
Moderator
 
Повідомлень: 7840
З нами з:
04 березня 2006 21:16
Звідки: Львів

Re: Місячна гонитва

Повідомлення Oleh Nemchinov » 03 грудня 2019 13:33

NASA знайшло місце аварії індійського місячного модуля (фото)
Дзеркало Тижня / 44 хвилини тому

"Вікрам" повинен був сісти на відстані 600 кілометрів від південного полюса Місяця.


"Вікрам" повинен був здійснити посадку на Місяць 7 вересня © Популярная механика
NASA опублікувало знімок, на якому можна помітити місце аварії індійського місячного модуля "Вікрам", який повинен був здійснити посадку на супутнику Землі 7 вересня. На знімку позначили уламки апарату і місця, де уламки порушили поверхню місячного грунту, повідомляється на сайті агентства.

Наголошується, що "Вікрам" повинен був здійснити посадку на відстані 600 кілометрів від південного полюса Місяця. Вчені отримали знімки цього регіону за допомогою апарату Lunar Reconnaissance Orbiter. Команда дослідників порівнювала кілька знімків для того, щоб виявити сліди катастрофи "Вікрама".

Вперше знімок місця аварії NASA опублікувало 26 вересня. З агентством зв'язався якийсь Шанмуга Субраманіан, який вказав на знайдений уламок модуля. На знімку це місце позначене буквою S. Воно знаходиться в 750 метрах від основного місця аварії.

Підписуйтесь на наш Telegram-канал з новинами технологій та культури.


Зеленим позначені уламки апарату, а блакитним - місця, де був порушений місячний ґрунт
Читайте також: NASA показало концепт роботизованого місячного модуля
"Вікрам" повинен був здійснити посадку на Місяць 7 вересня, але на висоті 2,1 кілометра від поверхні супутника Землі зв'язок з ним було втрачено. Пізніше Індійська організація космічних досліджень (ІSRO) назвала причину аварії місячного посадкового зонда "Вікрам". Апарат не зміг здійснити посадку на Місяць через занадто різке гальмування на другому етапі зниження.

У разі успіху висадки Індія стала б четвертою країною, після СРСР, США і Китаю, яка здійснила висадку на Місяць. Вона також стала б першою країною, яка досягла південного полюса супутника Землі.

http://mobile.tyzhden.ua/news/238282
Прийшла повістка - іди служити!
 

Аватар користувача
alex999
Member
Member
 
Повідомлень: 5004
З нами з:
09 лютого 2009 22:21
Звідки: Крайний север Украины

Re: Місячна гонитва

Повідомлення alex999 » 11 грудня 2019 08:07

А. И. Бердник, М. Д. Каляпин, Ю. А. Лысенко, Т. К. Бугаенко
Государственное предприятие «Конструкторское бюро «Южное» им. М. К. Янгеля», Днипро, Украина

МНОГОРАЗОВЫЙ ЛУННЫЙ ЛЭНДЕР

ВВЕДЕНИЕ

В рамках работ по концептуальному проекту лунной промышленно-исследовательской базы, разработанному специалистами Конструкторского бюро «Южное» [1, 3], одной из ключевых задач являлась разработка технологий добычи и использования местных (лунных) ресурсов, в настоящее время называемых ISRU-технологиями. Использование местных ресурсов обеспечит существенное снижение затрат на космическую деятельность благодаря сокращению массы запускаемых в космос грузов, что составляет львиную долю затрат в космических операциях и является основной сдерживающей силой развития космонавтики за пределы низких околоземных орбит.

В рамках работ, проводимых на лунной базе, планируется создавать и совершенствовать на практике необходимые технологии, а также вводить в строй первые очереди промышленной добычи внеземных ресурсов, куда кроме топлива входят кислород, конструкционные и расходные материалы, редкоземельные элементы и другие ценные ресурсы, применимые как в космосе, так и на Земле.

Самым востребованным в космосе ресурсом будет топливо или рабочее тело ракетных двигателей, причем максимально эффективное его применение будет реализовано на транспортных участках, наиболее близких к месту производства самого топлива, то есть на перелетах между лунной базой, где топливо производится, и лунной орбитальной платформой — ближайшем хабе (перевалочном пункте) транспортной цепочки «Земля — Луна». Таким образом, сформирована цель создания многоразового лунного лэндера как первичного потребителя, для которого организация производства топлива на Луне будет необходима в первую очередь.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

КА — космический аппарат
ЛБ — лунная база
ЛОП — лунная орбитальная платформа
МЛЛ — многоразовый лунный лэндер
НИИТ — Научно-исследовательский институт технологий
ОКБ — окололунный космический буксир
ПГ — полезный груз
РБ — разгонный блок
УСМ — универсальный стыковочный механизм
ISRU — in-situ resource utilization (использование местных ресурсов)

КОНЦЕПЦИЯ МНОГОРАЗОВОГО ЛУННОГО ЛЭНДЕРА

Исходя из развития транспортного сообщения с поверхностью Луны, рассмотренного в работе [3] на этапах 3—4, для отработки компонентов многоразового лунного лэндера (МЛЛ) и повышения его надежности предполагается, что на этапе до организации топлива на Луне МЛЛ будет проходить этап летных испытаний и начальной эксплуатации, базируясь на лунной орбитальной платформе, и дозаправляться от топлива, доставляемого с Земли. На данном этапе может также применяться одноразовая версия лэндера, которая не требует дозаправки и обслуживания и является полностью независимой от какой-либо дополнительной инфраструктуры.

Основной типовой миссией МЛЛ выбрана доставка одиночного полезного груза (ПГ) с окололунной орбиты на лунную базу и возвращение лэндера без груза на орбиту, при этом начальная масса аппарата с ПГ на окололунной орбите составляет 20 т, как и в транспортной системе для создания лунной базы [1]. Это упростит переключение с одноразового лэндера начального этапа на многоразовый на дальнейших этапах обслуживания и расширения базы.

Данная транспортная задача является определяющей для формирования основных требований и основных характеристик МЛЛ. Для расширения его функциональности и увеличения эффективности использования рассмотрены также миссии с доставкой на поверхность Луны пилотируемой кабины с экипажем и возвращения ее на окололунную орбиту, что может применяться как для ротации экипажей, так и для пилотируемых высадок в неисследованные районы Луны.

Кроме этого, при оптимизации конструкции МЛЛ учитывались следующие требования:

 компактность, в частности ширина, позволяющая размещение в обтекателе с наружным диаметром 6.2 м ракеты-носителя сверхтяжелого класса;

 минимальная высота верхней платформы с полезным грузом для упрощения погрузочно-разгрузочных операций;

 максимальная конструктивная простота, предполагающая минимальное количество компонентов, и минимум затрат как при создании МЛЛ, так и при его производстве и эксплуатации;

 симметричное размещение топливных баков и полезного груза для минимизации смещения центровки в полете;

 минимальная конечная масса МЛЛ за счет оптимизации силовой конструкции с учетом рационального размещения всех компонентов МЛЛ и оптимального распределения нагрузок на разных режимах полета и посадки.

Следуя данным требованиям, многоразовый лунный лэндер выполнен одноступенчатым, при этом запас топлива в его баках обеспечивает выполнение как целевой транспортной миссии, так и возвращения аппарата к месту базирования — на лунную орбитальную платформу (ЛОП), а впоследствии — на лунную базу (ЛБ), производящую топливо для дозаправок.

Двигатели лэндера работают на жидких кислороде и водороде, получаемых из лунных запасов воды методом электролиза, и обеспечивающих высокую эффективность использования МЛЛ в транспортных миссиях. Как показали проведенные расчеты, аппарат способен доставлять на лунную базу ПГ такой же массы, как и одноразовая система начального этапа, использующая высококипящие компоненты топлива.

СЦЕНАРИИ ПРИМЕНЕНИЯ МНОГОРАЗОВОГО ЛУННОГО ЛЭНДЕРА

На рис. 1—3 показана последовательность операций при использовании МЛЛ до начала производства топлива на Луне. Для первой миссии аппарат доставляется с Земли на окололунную орбиту, выполняет посадку на Луну, разгрузку и перелет на лунную орбитальную платформу (рис. 1). Для обеспечения новой миссии с Земли к ЛОП доставляется очередной груз массой 20 т, включающий 8 т груза для доставки на поверхность Луны (либо герметичную кабину массой 3.5 т) и 9 т топлива для дозаправки МЛЛ (рис. 2).


Зображення

Зображення

Лэндер дозаправляется, пристыковывается к новому блоку доставляемого груза и после прохождения необходимых тестов начинает новую миссию по доставке на лунную поверхность полезного груза (рис. 3). Цикл (действия, показанные на рис. 2 и 3) повторяется для каждой последующей миссии.


Зображення

Миссии с пилотируемой лунной кабиной выполняются аналогичным образом, отличие только в отсутствии разгрузки и способе доставки целевого груза — экипаж, доставляемый на Луну, прилетает к ЛОП на отдельном пилотируемом корабле (например «Orion»), а герметичная кабина для лунных высадок используется многократно и базируется на ЛОП. Примечательно, что на данном этапе благодаря базированию на ЛОП, размещаемой на полярной орбите, лэндер может высаживаться практически в любой точке лунного шара (где это позволит рельеф) и возвращаться обратно на ЛОП.

На этапе использования для дозаправки и подготовки МЛЛ лунных ресурсов его базирование переносится на поверхность Луны вблизи лунной базы, где имеются посадочная площадка, а также комплекс дозаправки и предполетной проверки лэндера с необходимым оборудованием. При этом для доставки на поверхность Луны целевого полезного груза уже не потребуется доставлять на окололунную орбиту дополнительные расходуемые грузы (топливо и газы).

Таким образом, в зависимости от этапа эксплуатации и конфигурации лэндера рассмотрено шесть основных сценариев применения МЛЛ — три грузовых и три пилотируемых (см. таблицу). Приведенная масса полезного груза определена на основании баллистических расчетов, для которых было разработано отдельное программно-математическое обеспечение.


Зображення

Как видно из таблицы, благодаря высокой эффективности кислородно-водородных двигателей даже на начальном этапе МЛЛ будет эффективнее одноразового лэндера на высококипящих компонентах, поскольку в одноразовых миссиях масса груза может быть увеличена до 9.6 т (за счет недозаправки ба ков при полете в одну сторону). При реализации миссий с многоразовым лэндером необходимая для повторной миссии доставка груза на окололунную станцию сокращается до 17 т, поскольку сам лэндер будет использоваться повторно. В пилотируемом варианте с многоразовой кабиной доставка необходимых грузов составит только 9 т топлива и экипаж, прилетающий отдельной миссией на корабле для возврата на Землю, который будет ожидать на окололунной станции. Резерв массы ПГ (3 или 11 т) может использоваться для дооснащения ЛОП новыми модулями, оборудованием, расходными материалами и т. п.

СОСТАВ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МНОГОРАЗОВОГО ЛУННОГО ЛЭНДЕРА

Облик и основные компоненты системы МЛЛ приведены на рис. 4.

Для двигателей МЛЛ была выбрана относительно простая и надежная открытая турбонасосная схема работы с восстановительным газогенератором. В состав двигательной установки лэндера входит три маршевых двигателя, но на финальном участке посадки используется только один центральный, с возможностью регулирования тяги в пределах 50…100 %. Данная схема обладает повышенной надежностью (возможно аварийное продолжение полета при отказе одного двигателя), меньшим требуемым уровнем тяги и диапазоном дросселирования для единичного двигателя, что сокращает затраты на его создание.


Зображення

При выборе конструкции МЛЛ анализировались шесть различных вариантов компоновки топливных баков, включающих различное количество сферических, сфероцилиндрических и тороцилиндрических баков. Оптимизированная конструкция МЛЛ включает в себя два сферических бака жидкого кислорода и два сфероцилиндрических бака жидкого водорода с симметричным расположением. Баки соединены в общую конструкцию путем установки на силовой каркас, в верхней части которого установлено универсальное стыковочное устройство. На данном устройстве могут быть установлены как герметичная кабина для пилотируемых миссий, так и различные варианты грузов, отдельные модули будущей лунной базы либо негерметичные платформы с оборудованием, в частности для развертывания добычи лунного льда и производства из него топлива.

Снизу на аппарате установлены четыре раскладывающиеся посадочные опоры, оснащенные механическими демпферами многоразового действия. С их помощью можно обеспечить наклон корпуса МЛЛ после посадки на небольшой угол для упрощения разгрузочных операций. В состав многоразового лэндера входят также блоки двигателей малой тяги, работающие на газообразных компонентах топлива из основных баков. Для обеспечения теплового режима компонентов топлива, а также испарения части топлива для двигателей малой тяги, предполагается использование бортовой активной криосистемы. Прототипом такой системы может рассматриваться система термостатирования бака с переохлажденным жидким кислородом двигательной установки орбитального корабля многоразовой космической системы «Энергия — Буран» [2], в создании которой принимали участие украинские предприятия, в частности Научно-исследовательский институт технологий «Криогенмаш» (г. Одесса).

В состав бортовой авионики входят системы управления, телеметрии, дальней связи, астронавигации, терморегулирования, приборы системы посадки, и т. д. Система электропитания включает в себя бортовые аккумуляторные батареи и раскладываемые солнечные панели. Основная часть конструкции МЛЛ снаружи покрыта экранно-вакуумной теплоизоляцией. На наружной поверхности МЛЛ также расположены заправочные и контрольно-проверочные интерфейсы, радиаторы, приборы астронавигации и мягкой посадки, антенны космической связи и др.

В архитектуру построения систем МЛЛ закладывается принцип модульности и ремонтопригодности в открытом космосе, что позволит при необходимости выполнить замену отказавшего модуля или другой вид ремонта либо с помощью манипулятора, либо с непосредственным участием экипажа.

Ниже приведены основные характеристики многоразового лэндера.


Зображення

Как видно, максимальная масса аппарата с ПГ составляет 20 т, внешний диаметр 5.35 м, что соответствует возможностям космической транспортной системы, разработанной для проекта лунной базы [1].

В данную систему входят сверхтяжелая ракета-носитель «Маяк-СТ5», разгонный блок и окололунный космический буксир, при этом РН «Маяк-СТ5» обеспечивает выведение сборки РБ + ОКБ + МЛЛ на низкую околоземную орбиту, а РБ и ОКБ — выход на транслунную и целевую окололунную орбиты соответственно. В перспективе предполагается заменить эти два блока одним кислородно-водородным, обеспечивающим, помимо других задач, доставку на ЛОП топлива для дозаправки МЛЛ непосредственно в своих основных баках. Совместно с возможностями ЛОП данные компоненты составят единую универсальную транспортную систему, обеспечивающую транспортные операции лунной базы на этапе перехода на производство топлива из лунных запасов воды.

ПРЕИМУЩЕСТВА МНОГОРАЗОВОГО ЛУННОГО ЛЭНДЕРА

Таким образом, использование в составе лунной транспортной системы многоразового лэндера позволит существенно сократить затраты на доставку полезного груза на Луну за счет исключения необходимости изготовления нового лэндера для каждой миссии, а также за счет сокращения общей массы запускаемого с Земли груза, необходимого для доставки каждой тонны груза на Луну. На первом этапе (базирование на ЛОП) применение МЛЛ сокращает массу необходимого для последующих миссий груза на 25 % для беспилотных рейсов и на 42 % для пилотируемых, что обеспечит существенный экономический эффект с учетом высокой стоимости доставки грузов на окололунную орбиту. На втором этапе, при использовании топлива лунного производства, дополнительный груз для каждой тонны доставляемого с ЛОП на Луну ПГ сокращается практически до нуля, поскольку данная операция выполняется на лунном топливе и с использованием МЛЛ лунного базирования, работоспособность которого обеспечивается только лунной инфраструктурой.

Дальнейшие существенные экономические преимущества могут быть получены за счет доставки в хранилище ЛОП лунного топлива (до 8 т за один рейс) и его использования для дозаправки КА, работающих в окололунном и околоземном пространстве. Такими КА могут быть различные спутники Земли, межорбитальные буксиры, сервисные космические модули, обслуживающие геостационарные КА, уборщики космического мусора, а в перспективе — крупнотоннажные межпланетные корабли пилотируемых экспедиций в пределах всей Солнечной системы. Также планируется доставка различных лунных конструкционных материалов для космического строительства, вплоть до геостационарной орбиты, что будет дешевле, чем привозить их с Земли.

Сам факт наличия регулярно действующей транспортной системы на участке «орбита Луны – поверхность Луны» открывает много новых возможностей по развитию формируемых в настоящее время лунного бизнеса и новых рынков, вплоть до космического туризма и создания долговременных лунных поселений или частных лунных баз.

Благодаря использованию лунной инфраструктуры, обеспечивающей регулярные перелеты МЛЛ топливом и межполетным обслуживанием, данная транспортная система способна работать почти автономно, не требуя доставок дополнительной массы грузов для каждого рейса. Это обеспечивает минимальный уровень затрат на доступ к поверхности Луны и полностью соответствует концепции возвращения на Луну для постоянного присутствия [4], сформулированной нынешним главой NASA Джимом Бранденстайном: «Иметь возможность летать туда и обратно с Луны и приземляться в любом месте на ее поверхности и в любое время».


ftp://ftp.mao.kiev.ua/pub/journals/knit ... erdnyk.pdf
Україну повинна очолювати людина, яка здатна направити рух коштів в УКРАЇНСЬКУ економіку, а не в ЧУЖУ та СВОЮ..

Читать тебе надо больше, Мак. Есть такая брошюра «Выродки, кто они и откуда». Прочти, а то как был ты деревней, так и останешься (c)Стругацкие
 

Аватар користувача
Oleh Nemchinov
Moderator
Moderator
 
Повідомлень: 7840
З нами з:
04 березня 2006 21:16
Звідки: Львів

Re: Місячна гонитва

Повідомлення Oleh Nemchinov » 13 грудня 2019 12:59

NASA показала свою «найпотужнішу ракету», на якій відправлять людей на південний полюс Місяця
В 2024 році агентство розраховує відправити на Space Launch System першу жінку і ще одного чоловіка
NASA завершила основну стадію будування свої гігантської ракети, яка, як планується, доставить американських астронавтів на Місяць в 2024 році. Про це пише Science Alert.

Основний ступінь надважкої ракети-носія Space Launch System (SLS) височіє на 65 метрів. Він став найвищим ступенем, який коли-небудь побудували інженери NASA, побивши рекорд «Сатурна-5».

Рекордним є і потужність ракети – до відділення верхнього ступеня, капсули «Оріон», вона розженеться до швидкості 23 Маха.

Розробка ракети, як зазначається, постраждала від затримок та перевищення бюджету. Перший випробувальний політ ракети повинен був відбутися ще в листопаді 2018, а витрати зросли на 29%, з $6,2 млрд до $8 млрд.

Директор NASA Джим Брайденстайн, виступаючи в виробничому центрі Michoud Assembly Facility назвав цю подію «дуже важливим днем» для космічного агентства.

«Ми досягли значного прогресу в місії «Артеміда-3» і збираємося відправити першу жінку і ще одного чоловіка на південний полюс Місяця в 2024 році», – сказав він.

Нагадаємо: влітку цього року NASA анонсувала свої амбітні плани повернути американців на Місяць до 2024 року. За словами Брайденстайна, на реалізацію місії треба буде від $20 млрд до $30 млрд протягом наступних п’яти років.

https://mind.ua/news/20205539-nasa-poka ... s-misyacya
Прийшла повістка - іди служити!
 

Аватар користувача
congo
Member
Member
 
Повідомлень: 15550
З нами з:
23 лютого 2009 11:21

Re: Місячна гонитва

Повідомлення congo » 17 грудня 2019 00:34

https://www.popmech.ru/technologies/news-532624-roskosmos-postroit-lift-dlya-luny/

Популярная механика
ВХОД
Главная Новости Технологии
Роскосмос построит лифт для Луны
Дмитрий Рогозин рассказал о планах освоения Луны государственной корпорацией Роскосмос. В ближайшие годы будет создан специальный посадочный модуль для лунной базы, который станет своеобразным лифтом между орбитой спутника Земли и его поверхностью.
Василий Парфенов
Василий Парфенов
вчера 20:15
Роскосмос построит лифт для Луны
На космодроме Восточный, в понедельник 16 декабря, глава Роскосмоса сообщил, что Россия может заработать на новой лунной гонке. Корпорация планирует построить посадочный модуль, задачей которого будет курсировать между орбитальной базой и поверхностью Луны. Он будет перевозить как государственные, так и коммерческие полезные нагрузки, что, в перспективе должно привести к окупаемости отечественной лунной программы.

«Мы создадим универсальный лифт, который с окололунной станции сможет посадить нагрузку по заказу партнеров» — приводит слова чиновника агенство ТАСС. Заказы от компаний, разрабатывающих эксперименты и установки для работы на поверхности должны будут полностью покрыть колоссальные расходы на реализацию проекта. Важно учитывать, что ни детали концепции ни ее примерный бюджет на назывались.
здесь водки нет
 

Аватар користувача
Oleh Nemchinov
Moderator
Moderator
 
Повідомлень: 7840
З нами з:
04 березня 2006 21:16
Звідки: Львів

Re: Місячна гонитва

Повідомлення Oleh Nemchinov » 28 січня 2020 12:27

B центрі NASA готові до тестування місячної ракети



З заводу NASA в Міхуді в штаті Луїзіана відправили ракету на випробування в Міссісіпі. SLS є частиною програми Artemis із запуску людей на місяць в 2024 році. Space Launch System-найпотужніша ракета в світі, яка повинна перевершити Saturn V, що доставила астронавтів на місяць.

Цю ракету створювали більш ніж 10 років, а перший старт повинен був відбутися ще в 2017 році. З часом витрати на її створення зростали, в підсумку, старт ракети може відбутися в 2021 році, якщо не пізніше.

Випробування відбудуться тільки для основної частини ракети. У Космічному центрі NASA будуть імітувати основні етапи запуску, не відправляючи саму ракету в космос. Будуть перевірені всі чотири двигуни з повним навантаженням. Якщо випробування пройдуть успішно, ракету відправлять на мис Канаверал,

Перший політ повинен пройти без екіпажу, але з капсулою Orion. Екіпаж буде запущений на кораблі через рік після випробувань. Сам корабель буде називатися Artemis 1. У NASA вже створюють скафандри для екіпажу і працюють над місячними модулями, які будуть висаджені на наш супутник.

https://news.finance.ua/ua/news/-/46310 ... oyi-rakety
Прийшла повістка - іди служити!
 

Далі

Повернутись до Авіація та ППО

Хто зараз онлайн

Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 2 гостей