Космічна програма Росії

Модератори: Global Moderators, News

Аватар користувача
stailker
Member
Member
 
Повідомлень: 733
З нами з:
27 лютого 2016 11:49

Re: Космічна програма Росії

Повідомлення stailker » 20 липня 2017 14:14

Зображення
 

Аватар користувача
Adam
Global Moderator
Global Moderator
 
Повідомлень: 29670
З нами з:
22 лютого 2006 21:35
Звідки: Київ, Україна

Re: Космічна програма Росії

Повідомлення Adam » 17 серпня 2017 07:54

С Байконура стартовала ракета «Протон-М» с военным спутником

Ракета-носитель «Протон-М» со спутником военного назначения стартовала с космодрома Байконур. Об этом агентству «Интерфакс» сообщили в пресс-службе Министерства обороны России.

«С космодрома Байконур успешно осуществлен пуск ракеты-носителя тяжелого класса «Протон-М » с космическим аппаратом в интересах Минобороны России», — заявили в пресс-службе оборонного ведомства. Запуском ракеты руководил командующий Космическими войсками, заместитель главнокомандующего Воздушно-космическими силами генерал-полковник Александр Головко.

Он проводил контроль подготовки и проведения запуска «Протон-М» с военным спутником. «Все предстартовые операции и старт ракеты-носителя «Протон-М» прошли в штатном режиме. Средства наземного автоматизированного комплекса управления осуществляли контроль за проведением пуска и полетом ракеты-носителя» — отметили в пресс-службе Минобороны. Полет ракеты также контролировался сотрудниками Главного испытательного космического центра имени Г. С. Титова Космических войск Воздушно-космических сил.

Позднее в Минобороны агентству сообщили, что военный спутник с разгонным блоком «Бриз-М» отделился от третьей ступени «Протон-М». «Космическая головная часть ракеты космического назначения «Протон-М» в составе разгонного блока «Бриз-М» и космического аппарата, запущенного в интересах Минобороны России, в расчетное время — 01:17 мск — штатно отделилась от третьей ступени ракеты-носителя тяжелого класса «Протон-М» — отметили в оборонном ведомстве. По данным Минобороны, разгонный блок выведет космический аппарат военного назначения на расчетную орбиту в течение нескольких часов.

В начале июня впервые после годичного перерыва с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Протон-М» со спутником связи Echostar 21 США. Запуск был осуществлен в 06:45 мск.
Зображення

"Краще жити у цирку, ніж у концтаборі!"
"Поєднаємо патріотизм зі здоровим глуздом!"
 

Аватар користувача
Adam
Global Moderator
Global Moderator
 
Повідомлень: 29670
З нами з:
22 лютого 2006 21:35
Звідки: Київ, Україна

Re: Космічна програма Росії

Повідомлення Adam » 25 серпня 2017 18:34

Рогозин объявил о переходе от «Протонов-М» к производству «Ангары»

Центр имени Хруничева начинает переход от производства ракет-носителей «Протон-М» к выпуску сверхтяжелых «Ангара-А5» и «Ангара-А5М». Об этом рассказал вице-премьер России Дмитрий Рогозин на совещании на заводе.

​«Предприятие является в своей совокупности одновременно значимым, стратегически важным с учетом того, что на данном предприятии завершается, по большому счету, в ближайшей перспективе производство ракет-носителей «Протон-М» и начинается производство серии ракет «Ангара-А5» и ее модернизированной версии «Ангара-А5М», — отметил он.

Согласно поручению президента Владимира Путина, к 2021 году должен состояться первый пуск тяжелой ракеты «Ангара-А5» с космодрома Восточный. Рогозин подчеркнул, что к этому времени необходимо будет завершить там все строительные работы, поставить на космодром технологическое оборудование, провести его монтаж и необходимые испытания.

«Соответственно, аналогичные и не менее сложные работы должны пройти и с самой ракетой с тем, чтобы к концу 2021 года она смогла взлететь с Восточного», — заключил зампред правительства.

Строительство стартового стола на космодроме Восточный для запуска «Ангары» должно начаться в 2017 году, заявил корреспонденту РБК в конце мая замглавы Минобороны России Тимур Иванов. Стоимость комплекса оценивается в 58 млрд руб.

«Ангара» — семейство ракет-носителей от легкого до тяжелого классов, которое было создано для замены ракет старого поколения «Рокот» и «Протон-М». Новые ракеты используют менее экологически вредные компоненты топлива. Всего было произведено два запуска ракет семейства «Ангара», они проходили на космодроме Плесецк в 2014 году.​
Зображення

"Краще жити у цирку, ніж у концтаборі!"
"Поєднаємо патріотизм зі здоровим глуздом!"
 

Аватар користувача
Adam
Global Moderator
Global Moderator
 
Повідомлень: 29670
З нами з:
22 лютого 2006 21:35
Звідки: Київ, Україна

Re: Космічна програма Росії

Повідомлення Adam » 29 серпня 2017 19:50

Павел Лузин
Черные дыры: что не так с российской космической программой

Производитель ракет-носителей «Протон-М» и «Ангара», Центр им. Хруничева (ФГУП ГКНПЦ им. М.В. Хруничева), входящий в госкорпорацию «Роскосмос», терпит финансовое бедствие. Предприятию требуется 33 млрд руб. в дополнение к уже выделенным государством в 2014–2017 годах 65,1 млрд руб. Несколькими месяцами ранее на перепроверку из-за возможного брака был отозван 71 двигатель для второй и третьей ступеней ракеты «Протон-М». При этом ракеты-носители тяжелого класса в России строятся только «Хруничевым», а начало эксплуатации ракеты «Ангара», создаваемой с 1995 года, уже давно стало политическим вопросом. Проще всего все проблемы списать на «вредительство», «некомпетентность» или сакраментальное «разворовали». Однако при всех соблазнах легкого пути («усилить контроль», «уволить», «посадить») это ложное направление. Так что же происходит с Центром им. Хруничева?

Инфляция издержек

Проблемы «Хруничева» типичны для всей российской ракетно-космической отрасли. Главная из них — инфляция издержек. Если открыть отчетность любой компании отрасли за последние годы, мы увидим, что их выручка выросла в разы, пропорционально растущим расходам государства на космос (Федеральная космическая программа, программа ГЛОНАСС и т.д.), выросла также и кредитная нагрузка. Однако прибыль за 16 лет выросла лишь на скромные проценты, если вообще была. На этом фоне бракованные двигатели или копеечные зарплаты инженеров на производстве — уже печальные последствия.

У такого положения дел есть фундаментальные причины. Во-первых, это провалившаяся еще в 1992–1993 годах конверсия военного производства. Суть ее не в том, чтобы вместо межконтинентальных баллистических ракет начать производство запорной арматуры или бытовых насосов (многие предприятия отрасли еще в советское время и так производили большое количество гражданской продукции). Суть любой конверсии в том, чтобы адаптировать предприятие к работе в мирных и рыночных условиях, чтобы сделать его деятельность экономически эффективной. Грубо говоря, если Усть-Катавский вагоностроительный завод (входит в Центр им. Хруничева) так и не научился делать надежные современные трамваи, то сложно ожидать, что в производстве двигателей для космической техники он будет преуспевать. Подчеркну, проблема не в конкретном заводе и не в компании, а в отсутствии возможностей для развития всей отрасли, в той самой пресловутой агрессивной институциональной среде.

Во-вторых, это «бюрократическая лихорадка». Когда государство является и собственником, и главным клиентом своих ракетно-космических предприятий, работают механизмы «административного рынка», часто противоречащие как задаче повышения эффективности, так и здравому смыслу.

Казалось бы, тот же «Протон-М» пользуется спросом в мире, значит, эффективность есть. Однако стоит обратить внимание, что стоимость его коммерческого запуска сегодня оценивается примерно в $65 млн, в то время как российскому государству (Федеральному космическому агентству, Министерству обороны) одна ракета обходится в сумму немногим более 1 млрд руб. Вроде бы зарабатывать можно. Тем не менее на практике эту ракету сегодня просто никто не купит дороже — конкурентами выступают американские и европейские ракеты. Более того, со всеми субсидиями и фактически невозвратными кредитами в государственных банках один «Протон» обходится российскому правительству (то есть на самом деле всем нам) в несколько миллиардов рублей. Следовательно, хорошо, если коммерческие пуски позволяют компенсировать себестоимость производства ракеты-носителя.

Ко всему прочему, продажу услуг «Протона» на мировом рынке осуществляет не сам Центр им. Хруничева, а подконтрольная ему американская компания International Launch Services. Получается, что заводы-изготовители, входящие в ГКНПЦ, отделены от результатов своей деятельности несколькими прослойками корпоративной и государственной бюрократии и не мотивированы к качественной работе. К слову, и колоссальное неравенство в доходах между инженерами и руководителями предприятий — это не следствие какой-то специфической жадности, а результат выстроенной бюрократической иерархии.

Издержки, таким образом, продолжают расти. И нет ничего удивительного в том, что предприятия начинают экономить и, например, заменять драгоценные металлы в припое для сварки двигателей обычными металлами. Удивительно, если так делают только в Воронеже, где находится завод — изготовитель отозванной партии двигателей, или только в Центре им. Хруничева.

Два семейства

Вместе с тем положение центра усугубляется еще и узкой линейкой его продукции. Вообще узкая специализация является еще одной характерной чертой российской ракетно-космической отрасли, в то время как во всем мире крупные и успешные космические компании давно идут по пути диверсификации. В России же диверсификация достигнута только за счет образования над всеми компаниями сначала Объединенной ракетно-космической корпорации, а уже над ней — госкорпорации «Роскосмос», пытающейся все это разнообразие юридических лиц и групп интересов координировать.

Единственной продукцией «Хруничева», которая сейчас регулярно летает, является все та же ракета-носитель «Протон-М». На протяжении своей коммерческой эксплуатации, включая предыдущую модификацию «Протон-К», вместе с госконтрактами и аварийными стартами в 1990–2010-е годы обычно производилось семь-девять запусков этой ракеты в год. В этой истории было три пика: 2000 год — 14 пусков (без аварий), 2010 год — 12 пусков (одна авария) и 2012 год — 11 пусков (две аварии).

Однако рост конкуренции на мировом рынке и указанная выше инфляция издержек усугубились конфронтацией России с Западом. Это привело к тому, что в 2016 году было запущено всего три «Протона», а за восемь месяцев 2017 года — два (следующий запуск должен состояться в сентябре). Понятным результатом стали дополнительные финансовые трудности компании и бесконечные просьбы о помощи, ведь львиную долю выручки Центру им. Хруничева приносит именно «Протон». И хотя на эту ракету еще есть коммерческие заказы, однако понятно, что ее время уходит.

В этой ситуации главная ставка сделана на семейство ракет-носителей «Ангара», которые в своем тяжелом варианте должны заменить «Протон-М», а за счет более легких модификаций призваны расширить спрос на ракеты «Хруничева». Вот только создается «Ангара» с 1995 года, а вывести в серийное производство ее планируют лишь к началу 2020-х. Корень проблемы в том, что в основе «Протона» лежит межконтинентальная баллистическая ракета УР-100. А опыта создания с нуля серийной гражданской ракеты-носителя никогда не было ни у Центра им. Хруничева, ни у России в целом. То же самое, кстати, относится и ко всем другим попыткам разработать новую космическую технику. В качестве примеров можно привести многолетние эпопеи с созданием нового пилотируемого космического корабля в недрах РКК «Энергия» или новых модулей для МКС там же.

Таким образом, когда мы в очередной раз вынуждены обратить внимание на бедственное положение ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, необходимо принимать во внимание комплексный характер проблемы. Российская ракетно-космическая отрасль вся нуждается в глубоком оздоровлении. Более того, она нуждается в создании благоприятной среды в том числе и для частной инициативы. В противном случае ни начальственное махание шашкой, ни разбрасывание денег с вертолета над отраслевыми флагманами не дадут желаемого эффекта.
Зображення

"Краще жити у цирку, ніж у концтаборі!"
"Поєднаємо патріотизм зі здоровим глуздом!"
 

Аватар користувача
Adam
Global Moderator
Global Moderator
 
Повідомлень: 29670
З нами з:
22 лютого 2006 21:35
Звідки: Київ, Україна

Re: Космічна програма Росії

Повідомлення Adam » 06 вересня 2017 07:31

СМИ узнали о дополнительной поставке российских ракетных двигателей в США

Американский концерн United Launch Alliance (ULA) уже более года ведет переговоры о покупке новой партии российских двигателей РД-180 для использования в своих ракетах-носителях Atlas V. Подписание соглашения неоднократно переносилось, в итоге за время подготовки сделки число необходимых США двигателей сократилось с десяти до пяти. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники.

Как стало известно изданию, до конца сентября делегация ULA должна посетить НПО «Энергомаш», которая производит РД-180, и подтвердить российской стороне свои намерения. Изначально договор о поставке двигателей предприятия двух стран должны были заключить в сентябре 2016 года, однако это не произошло из-за подготовки к президентским выборам в США и испытаний нового ракетного двигателя частной космической компании SpaceX Илона Маска.

Представители американской компании из-за этого попросили перенести переговоры до весны, на что российская сторона согласилась. Источник издания в космической промышленности отметил, что в мае российская компания поставила ULA ультиматум: либо скорейшее подписание контракта на поставки двигателей, либо начнет вести переговоры о продаже РД-180 Китаю.

В итоге после этого концерн США начал готовиться к заключению соглашения в ходе июньского авиакосмического салона в Ле-Бурже, однако оно не состоялось из-за продления санкций против России (причем поставок РД-180 ограничения не коснулись).

Собеседники издания, близкие к руководству российского предприятия, указывают, что осенью переговоры будут идти о поставке уже пяти двигателей, а не десяти, как планировалось изначально.

«Там политика вышла на первые места, но американской промышленности никуда от наших двигателей не уйти, если, конечно, они не хотят остановить свою пусковую программу», — пояснил источник «Коммерсанта» в аппарате правительства.

Связаться с ULA изданию не удалось, а в «Энергомаше» воздержались от комментариев.

В понедельник, 4 сентября, газета The Wall Street Journal сообщила, что американские власти будут использовать российские РД-180 в своих ракетах дольше, чем планировалось, — до 2025 года, а, может, и дольше.

Ракетные двигатели РД-180 уже подпадали под запрет в мае 2014 года на фоне эскалации напряженности на Украине, однако спустя несколько дней это решение было отменено. В Вашингтоне пришли к выводу, что закупки оборудования у российского НПО «Энергомаш» не противоречат антироссийским санкциям. В целом, по планам и уже заключенным контрактам 2017-2018 годах США получат 22 РД-180.
Зображення

"Краще жити у цирку, ніж у концтаборі!"
"Поєднаємо патріотизм зі здоровим глуздом!"
 

Поперед.

Повернутись до Авіація та ППО

Хто зараз онлайн

Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 2 гостей